Строительство бани и сауны.

3.5. Добротная и практичная.

Компоновка бани большого энтузиаста и мастера самостоятельного строительства А.К. Каллиопина достаточно распространена (фото 3.5.1, 3.5.2). Но, конечно, и в ней, благодаря творческому подходу автора, есть свои особенности.

Строительство бани и сауны

Фото 3.5.1. Баня А.К. Каллиопина…

Строительство бани и сауны

Фото 3.5.2. …очень гармонично вписана в окружающий ландшафт.

Баня строилась на садовом участке, где есть летний водопровод, а в качестве источника воды зимой имеется колодец, в силу чего баней можно пользоваться круглый год.

Баня имеет небольшую прихожую, из которой можно попасть сначала в комнату отдыха (фото 3.5.3–3.5.5), затем – в моечное отделение с душем (фото 3.5.6–3.5.10), а из него – в парилку (фото 3.5.11, 3.5.12).

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5. Чайный угол комнаты отдыха и чудесный вид на природу из окна с резными ставнями волшебным образом дополняют банную процедуру.

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауныСтроительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.6, 3.5.7, 3.5.8, 3.5.9. Печная дверка выходит в моечную и открывается в специальной нише. Горячей водой обеспечивает дровяная водогрейная колонка. Стеллаж и вешалка для банных принадлежностей в моечной.

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.10, 3.5.11, 3.5.12. Парную от моечной отделяет массивная дверь с деревянными ручками. Полки в парной идеально сочетаются с брусом стен, а печь имеет деревянное ограждение.

Материал бани – брус сечением 125 × 125 мм, обструганный с двух сторон, выбран потому, что позволяет обеспечить достаточные теплоизоляционные характеристики строения и обойтись без обшивки стен вагонкой. Общая площадь теплой зоны – 24 м2. Из бруса сделаны и внутренние перегородки.

Площадь комнаты отдыха достаточно большая: 4 × 3,1 м. Проход в душевую – вдоль короткой стороны комнаты, для этого к одной из стенок смещены входная дверь и дверь в душевую. Это необходимо, чтобы лучше использовать площадь комнаты отдыха и уменьшить ее загрязнение от переноски дров в душевую.

Моечное отделение. В качестве источника горячей воды используется водогрейная колонка. Выбор ее обусловлен двумя причинами. Прежде всего, это высокоэффективный прибор: для нагрева 80 л воды до температуры 65–80 °С расходуется 1–2 ведра дров. Эксплуатация колонки не зависит от наличия электроэнергии, отключение которой на садовых участках – достаточно частое явление. Во-вторых, при топке колонки прогревается помещение душа, что очень важно и необходимо в прохладную погоду, особенно весной и осенью. Электрические водонагревательные устройства не обеспечивают этого нагрева. В жаркую погоду нормальная температура в моечной обеспечивается за счет открытия окна, площадь которого около 1 м2. В полу душевой вмонтирован чугунный поддон, в который стекает вода из душа. Пол моечной со всех сторон выполнен с небольшим уклоном в сторону поддона. На пол постелен лист линолеума, в котором вырезано отверстие по форме поддона, и по вырезу края линолеума приклеены к нему. По внешней стороне линолеум загнут на 15 см и пришит к стенам моечной, образуя, таким образом, еще один, общий для всей комнаты, герметичный поддон, что позволяет избежать попадания воды на деревянный пол. Вдоль стены, противоположной входу, на линолеум положен лист металла толщиной 5 мм и размерами 180 × 80 см. На этот лист установлена водогрейная колонка, и он же упирается в печку парилки, образуя несгораемую подложку для обеих печей.

Парное отделение. Размеры в плане – 270 × 210 см. Вдоль короткой стены установлены три полки общей шириной 130 см (70–40–20) и высотой 130 см. Расстояние третьей полки от потолка – 105 см, что позволяет парящимся сидеть на ней. Особенность конструкции – полки раскладываются, образуя спальное место 130 × 210 см. Это сделано в расчете на возможность ночлега в бане. Большая теплопроизводительность печи парилки позволяет в считаные минуты прогреть помещение для нормального ночлега.

В качестве печи-каменки используется металлическая варочно-отопительная печь переднего горения промышленного изготовления. Печка установлена в проеме стенки, отделяющей парную от моечной, и топится из моечной. По периметру печки проем стенки заложен кирпичом, также из кирпичей, поставленных на ребро, сделана теплоизоляция между стенкой парной и печью. Под печь уложен металлический лист. После того как парная протопилась, можно задросселировать печь, обеспечив горение одной закладки дров до 5 часов, и это позволяет поддерживать температуру в парилке стабильной в течение длительного времени. На варочную поверхность установлен поддон из нержавеющей стали, в который наложены камни. Выводные трубы печи парилки и водогрейной колонки, изготовленные из нержавеющей стали и выведенные через потолок, стыкуются с общей кирпичной трубой, проходящей через крышу. Кирпичная труба опирается на пересечение внешней стенки и внутренней перегородки. Теплоизоляция металлических труб при проходе через потолок обеспечена раствором из смеси цемента с перлитным песком. На выводную трубу печи в парилке наварен бак емкостью 30 л, что позволяет иметь горячую воду независимо от водогрейной колонки. На крыше бани установлен бак, который летом используется как водонапорная башня и емкость для прогрева воды солнцем в системе водоснабжения всего садового участка, включая баню.

Бассейн и ландшафтный дизайн. Баня была уже построена и успешно эксплуатировалась, а входящий в банный комплекс бассейн еще только сооружался (фото 3.5.13, 3.5.14).

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.13, 3.5.14. Входящие в банный комплекс элементы ландшафта и бассейн еще только сооружались, когда баня была уже построена и успешно эксплуатировалась.

Но пришла пора и построенными оказались не только бассейн, но и альпийская горка с тремя каскадами миниводопада, русло ручья, по которому вода сбегает в бассейн, и перекинувшийся через ручей мостик.

И тут выяснилось, что комплекс этот не только важен как очень весомое приложение к бане, но и весьма актуален в качестве объекта ландшафтного дизайна. Прекрасно дополняя банную процедуру, которая случается периодически, он живет своей ежедневной самостоятельной жизнью, ублажая водой в жаркие дни и радуя глаз постоянно.

Конечно, с функциональной точки зрения куда как практичнее было бы подвести трубы подачи воды непосредственно к бассейну, что, собственно, чаще всего и делается, и рекомендуется в соответствующей литературе. Это проще и в плане строительства. Но все чаще застройщикам нужна красота – ландшафтный дизайн. Отсюда и несколько более сложное, но зато куда как более эффектное решение. Кстати сказать, если сравнивать затраты (и материальные, и трудовые) на весь комплекс и на бассейн в отдельности, последние (в процентном отношении) лишь ненамного уступают первым. Тогда получается, что собственно идиллия в данном случае имеет довольно низкую цену, хотя надо понимать, что красота стоит дорого вообще, и в наше время в частности. Свой путь в бассейн вода начинает с альпийской горки (фото 3.5.15), которая красива при взгляде с любой стороны, но особенно с перекидного мостика, под которым пробегает ручей. А вытекает из-под мостика ручей непосредственно перед впадением в бассейн (фото 3.5.16).

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.15, 3.5.16. Свой путь в бассейн вода начинает с альпийской горки, пробегает под перекидным мостиком и вытекает из-под мостика непосредственно перед впадением в бассейн.

Мостик, понятное дело, не столь функционален, сколь эстетичен и приятен во всех отношениях, а потому и не удивительно, что к нему тянется все живое (фото 3.5.17, 3.5.18). Да и освежиться в бассейне с чистой, проточной водой любой не прочь (фото 3.5.19).

Строительство бани и сауныСтроительство бани и сауны

Фото 3.5.17, 3.5.18. Мостик хорош и притягателен для всех, а потому и «место встречи изменить нельзя».

Строительство бани и сауны

Фото 3.5.19. Освежиться в бассейне каждый не прочь.

Весь водяной комплекс гармонично вписывается в окружающий его пейзаж, что придает реорганизованному ландшафту особый шарм. В данном случае это отчетливо прослеживается на всех фотографиях. Но там же хорошо видно, что важнейшую роль в оформлении дизайна самого комплекса сыграла окружающая его зелень, над которой мастер изрядно потрудился, и, разумеется, не зря.