Знания и невежество.

Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Н. Г. Чернышевский.

Умным правит краткий миг,

Глупый знает все из книг.

Д. Хармс.

Чем меньше мы знаем, тем больше мы подозреваем.

Генри Шоу.

Чем больше будем знать, тем понятнее все будет глупцам, тем непонятнее умным и тяжелее.

М. А. Алданов.

Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.

К. А. Тимирязев.

Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

И. П. Павлов.

Знание и могущество – одно и то же.

Ф. Бэкон.

Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много перестрадать.

Фосколо.

То знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе. Вялые знания – бесценны.

В. В. Розанов.

В древности учились для того, чтобы усовершенствовать себя, ныне учатся для того, чтобы стать известными среди людей.

Конфуций.

Против глупости бессильны даже боги.

Ф. Шиллер.

Знание есть понимание того, как самое ничтожное явление связано с целым; ничто не существует само по себе.

Ален.

Что такое знание? Не что иное, как записанный опыт.

Т. Карлейль.

Всякое знание может быть только систематическим.

Амлен.

Чтобы проникнуть в сущность заурядных явлений, требуется весьма незаурядный ум.

А. Уайтхед.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

А. П. Чехов.

За всяким спором таится чье-нибудь невежество.

Брендис.

Кто много знает, тот гибок; кто знает что-либо одно, тот горд. Первый видит, чего ему недостает, второй подобен петуху на навозной куче.

Гиппель.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

А. П. Чехов.

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при незначительных собственных усилиях, не очень плодотворно.

Лихтенберг.

Невежество всегда готово восхищаться.

Дидро.

От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

Мольер.

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.

В. Г. Белинский.

Ученый дурак – это тот, кто прочитал обо всем на свете и попросту запомнил прочитанное.

Генри Шоу.

Кто многим увлекается, многое обретает.

Клодель.

Похвала немногих знающих людей важнее, чем насмешки многочисленных невежд.

Сервантес.

Тот, кто ничего не знает, ни в чем и не сомневается.

Котгрейв.

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

К. Д. Ушинский.

Сомнение – злейший враг человеческого знания.

Стефан Цвейг.

Не все в жизни надо читать, не обо всем иметь свое мнение, можно не стыдиться чего-либо не знать.

Н. Берберова.

Знать – хорошо, но уметь – лучше.

Гейбель.

Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.

Ж. -Ж. Руссо.

Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими.

Лихтенберг.

Невежда также в ослепленье.

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

И. А. Крылов.

Чего не знаешь, то именно и нужно тебе; а что знаешь, тем не можешь пользоваться.

А. П. Чехов.

Знания придают человеку вес, а поступки – блеск. Однако большинство людей умеет только глядеть, а не взвешивать.

Карлейль.

Могу все книги я прочесть, все свитки,

Но много ль знаний получу – не знаю.

Махтумкули.

Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика.

Томас Фуллер.

Оптимизм – это недостаток информации.

Ф. Г. Раневская.

Науки ныне в таком же малом уважении, как здоровье.

И. А. Крылов.

Ученый дурак пишет свою бессмыслицу лучшим стилем, чем неученый, но от этого она не перестает быть бессмыслицей.

Франклин.

Кого время не обучило, на обучение того никому не надо тратить усилий, ибо усилия эти пропадут напрасно.

Аль-Маали.

…Нужна только одна наука – играть в карты: она заменяет в большом свете все другие науки.

И. А. Крылов.

Знание существует для того, чтобы его распространять.

Эмерсон.

Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.

Конфуций.

Фанатизм и мистицизм враги науки, потому что они – тьма, а наука – свет.

В. Г. Белинский.

Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал и съел Коран, думая исполниться духа Магометова.

А. С. Пушкин.

Наука в развращенном человеке есть лютое орудие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Д. И. Фонвизин.

Любой невежда, будь он хоть сеньором или князем, может и должен быть причислен к черни.

Сервантес.

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу.

А. С. Грибоедов.

От знаний пользы нет, ум – тягостное бремя,

Неразумение доходней в наше время.

Аль-Маарри.

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.

В. Г. Белинский.

Кто просвещенье чтит, как верный друг,

Того возвысит знание наук.

Анбар-Атын.

Ученье – не самая сладкая вещь.

С. А. Баруздин.

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.

Н. Г. Чернышевский.

Кто учит сам себя, тот взял себе в учителя глупца.

Франклин.

Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.

Г. С. Сковорода.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Д. И. Фонвизин.

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

И. А. Крылов.

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.

Екатерина Ii.

Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретают знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.

Конфуций.

Когда умрем, то все до одного.

Познаем, что не знаем ничего.

Ибн Сина.

Тому, кто свет искал и знания постиг,

Достойный ученик нужнее всяких книг.

Я многое постиг, но нищ учениками,

Быть может потому, что сам я ученик.

Бабур.

Малому знанию не сравниться с большим, а короткой жизни – с долгой.

Чжуан-Цзы.

Зная что-либо, считай, что знаешь; но зная, считай, что не знаешь, – это и есть правильное отношение к знанию.

Конфуций.

Неправильное знание хуже, чем незнание.

А. Дистервег.

Крылья знаний меня от людей отлучили,

Я увидел, что люди – подобие пыли.

Аль-Маарри.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Лао-Цзы.

Как жемчуг, перлы знания чудесны, –

Глупцы, их поносящие, бесчестны.

Анбар-Атын.

Напиток знанья терпкий и прекрасный…

Махтумкули.

В наши дни невозможно без знаний достичь почета,

Ибо люди прозрели, им стало видней богатство.

Агахи.

В знанье – величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

Ас-Самарканди.

Знанья чти, терпенье, разум, – вот где свет и светоч твой:

Строго следуй их наказам, принимай их мудрый суд.

Надира.

Только знанье – друг надежный, охранитель наш,

Разрешитель всех сплетений, неусыпный страж.

Низами.

Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, все думаю. Но от этого нет пользы. Лучше учиться!

Конфуций.

Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Лао-Цзы.

И знающий бедняк достойней любых незнающих вельмож.

Абу Шакур Балхи.

Учиться без пресыщения, просвещать без устали – вот что следует осуществлять.

Конфуций.

Просвещенные люди должны прятать свою мудрость, а они, наоборот, выставляют ее напоказ всему свету. Выходит, люди они просвещенные, а страдают скудоумием и тупостью. Как же им не остаться в дураках?

Хун Цзычен.

Любящим учиться может быть назван человек, который ежедневно сознает свои несовершенства и каждый месяц восстанавливает в памяти все то, чему научен.

Конфуций.

Тот, кто учится с мыслью о карьере и славе, может провести невежду, но не сможет обмануть ученое общество.

Сюй Сюэмо.

Не выходя со двора, можно познать мир. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает все. Не видя вещей, он проникает в их сущность. Не действуя, он добивается успеха.

Лао-Цзы.

С наукой кто знакомство заведет,

Познает уваженье и почет.

Фуркат.

Мудрец не скажет: все мне в мире ясно,

Мы многое познать еще не властны.

Махтумкули.

Какая польза в учености того, кто не старается избавить от страданий своего ближнего столько же, как и самого себя.

«Курал».

Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали.

Лао-Цзы.

Ученость и ум в этом мире – товар, не имеющий спроса:

Никто их в тебе не оценит, никто не придаст им значенья.

Агахи.

Достигнешь цели ты, наукой овладев,

Осуществишь мечты, наукой овладев.

Фуркат.

Науки свет – ей должное воздам –

Сердца облагораживает нам.

Когда идешь ты с факелом в руках,

Тебе неведом и во мраке страх.

Фуркат.

Университет развивает все способности, в том числе глупость.

А. П. Чехов.

Как заносчивы ученые мужи, будто бы спасающие мир!

Чжуан-Цзы.

Покаяться в незнании – не стыд, –

Спеши, не то душа твоя сгорит.

Анбар-Атын.

Невежество и страх – близнецы; отец их – гнет, а мать – покорность. И весь дух этой семьи – рабский.

Амин Ибн Фарис Рейхани.

Самая большая нищета – невежество.

Али Ибн Аби-Талиб.

Путь познанья – спасенье, невежества тьма – погибель,

И невежд не спасает, а губит верней богатство.

Агахи.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Абу-Ль-Фарадж.

Избегай невежды, считающего себя ученым.

Аль-Маали.

Пока с людьми враждует небосвод,

Почет – невеждам, а ученым – гнет.

А. Навои.

Измеряйте высоту вашего ума по величине отбрасываемой им тени.

Р. Браунинг.

Многие многознайки не имеют ума.

Демокрит.

Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.

А. Шопенгауэр.

Человеческому уму должно придать не крылья, а, скорее, свинцовый груз для удержания от всяких скачков и полетов. Пока этого еще не сделано; когда же будет сделано, то можно будет ожидать большего от наук.

Ф. Бэкон.

Где глупость – образец, там разум – безумие.

И. В. Гёте.

Великое искусство научиться многому – это браться сразу за немногое.

Дж. Локк.

Плох тот ученик, который не превзошел учителя.

Леонардо Да Винчи.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Гельвеций.

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.

А. Дюрер.

Лекарства от глупости еще не найдено.

Екатерина Ii.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим наших заданий предмет: и откуда являются вещи, и каким образом все происходит без помощи свыше.

Лукреций.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Сократ.

Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы все больше приобретаем.

Л. Стерн.

Знание есть сила, сила есть знание.

Ф. Бэкон.

Все человек теряет с летами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия – и только одна глупость никогда не покидает людей.

Л. Ариосто.

Глупость – дар Божий, но не следует злоупотреблять этим даром.

Бисмарк.

Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей.

У. Шекспир.

Глупость и тщеславие – неразлучные подруги.

П. Бомарше.

Глупость настолько непроходима, что ее невозможно исследовать до дна, в ней не рождается никакого отзвука, она все поглощает без возврата.

О. Бальзак.

Глупость не имеет права управлять миром.

Ж. Ренан.

Есть только один грех – глупость.

О. Уайльд.

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

Ф. Ларошфуко.

Того, кто не стремится к достижению знания, не следует направлять на правильный путь. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу предмета составить представление об остальных трех, не следует учить.

Конфуций.

Нет такой глупости, которой нельзя было бы исправить при помощи ума или случая, или нет такой мудрости, которой нельзя было бы испортить при помощи глупости или случая.

И. В. Гёте.

Раз сделать глупость – не беда.

Беда – хотеть ее исправить.

И глупость первую оставить.

Нам безопаснее всегда.

Лопе Де Вега.

Что особенно обидно – это что ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая беспредельна.

А. Дюма-Сын.

Всякий глупец найдет еще большего глупца, который станет им восторгаться.

Н. Буало.

Глупец не может быть добрым: для этого у него слишком мало мозгов.

Ф. Ларошфуко.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах для него бесполезных и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Платон.

Для глупца общество других глупцов несравненно приятнее общества всех великих умов, вместе взятых.

А. Шопенгауэр.

Дурак не видит того, что есть; глупец видит то, чего нет.

У. Шекспир.

Самое вредное – это чурбан, которому вскружили голову.

Дж. Голсуорси.

Свет переполнен глупцами, и кто не желает этого видеть, тот должен держаться особняком и разбить свое зеркало.

Н. Буало.

Все непонятное таинственно и потому страшно.

А. П. Чехов.

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Н. В. Гоголь.

Всякий имеет право быть глупым.

Г. Гейне.

Порой бывают глупы и при уме: но никогда не бывают такими при рассудке.

Ф. Ларошфуко.

Лишь тупицы копируют один другого.

У. Блейк.

Великое благо тому, кто научился учиться.

Менандр.

…Дураков тянет к интеллектуальности, как кошек к огню.

Г. Честертон.

Невежество – мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.

Галилео Галилей.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Цицерон.

Невежество – это сумерки, там рыщет зло.

В. Гюго.

Невежество всегда обладает большею самоуверенностью, чем знание, и только невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или другую проблему.

Ч. Дарвин.

Невежество не так отвратительно, как глупость, но когда оно берется прописывать лекарства, то может причинить больше вреда.

Дж. Элиот.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

Гельвеций.

Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.

Наполеон I.

Обезьяна и в золотых регалиях остается обезьяной.

Лукиан.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Платон.

Принц-неуч – это коронованный осел.

Вильгельм Завоеватель.

Неуч только скучен, педант же несносен.

Наполеон I.

Ум не заменяет знания: черствым умом нельзя понять жизни.

Н. В. Шелгунов.

…Об уме мы сами часто судим.

По платью иль по бороде.

И. А. Крылов.

Чтобы умно поступать, одного ума мало.

А. П. Чехов.

Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник и доносчик.

В. О. Ключевский.

Глупость составляет особенную прелесть хорошенькой женщины. По крайней мере я знал много мужей, которые в восторге от глупости своих жен и видят в ней все признаки младенческой невинности.

Н. В. Гоголь.

Люди часто путают взволнованную глупость с бурлящим умом.

Ф. А. Искандер.

Видимо, нет на свете такой глупости, которую бы умные люди не освятили своим примером.

А. А. Бестужев-Марлинский.

Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь.

Даниил Заточник.

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.

В. Г. Белинский.

Только золотая посредственность пользуется завидною привилегиею – никого не раздражать и не иметь врагов и противников.

В. Г. Белинский.

Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

В. О. Ключевский.

Бывают дураки разные. Бывают дураки, которых трудно сразу отличить от умных, – так сказать, поддельные камни ума, что, впрочем, не мешает им быть неподдельными дураками.

И. Ю. Крачковский.

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. А также икону, киот и стену в церкви. Потому что лоб у него удивительно твердый, а усердия хоть отбавляй. Мир в основном состоит из дураков.

М. И. Веллер.

Идиот подобен не тому автомобилю, у которого не хватает какой-либо важной части, а тому, у которого все гайки завинчены так крепко, что он двигаться не может.

А. А. Любищев.

Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу.

А. П. Чехов.

Знание – принудительно, вера – свободна.

Н. А. Бердяев.

Знания всегда пребывали в мире. И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага – чёрта… Гении никогда не воевали, и в Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник.

А. П. Чехов.

Учись, мой сын: наука сокращает.

Нам опыты быстротекущей жизни…

А. С. Пушкин.

Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет.

Л. А. Арцимович.

…Искусство притворяться учеными – вот одно достоинство, приличное благородному человеку и которое делает его милым в глазах общества; самые женщины, открытые неприятельницы книг, любят слушать его рассуждения, для того что оные не унижают их самолюбия.

И. А. Крылов.

От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, – снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.

Н. Г. Чернышевский.

Есть ученость истинная, светлая, плодотворная и благотворная, и есть ученость лживая, мрачная, бесплодная, хотя и работящая.

В. Г. Белинский.

Полезно ль просвещенье?

Полезно, слова нет о том.

Но просвещением зовем.

Мы часто роскоши прельщенье.

И даже нравов развращенье…

И. А. Крылов.

Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность.

А. С. Пушкин.

Услыхав или увидав кое-что новое и любопытное – захочешь услышать и увидеть продолжение.

С. Т. Аксаков.

«Познай самого себя» – прекрасный и полезный совет, жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

А. П. Чехов.

А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, докопавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неизведанной глубины.

Ю. В. Бондарев.

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.

А. П. Чехов.

Из шелка знаний сшей себе наряд.

И людям объясни всех тайн уклад.

Анбар-Атын.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Екатерина Ii.

Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе.

А. В. Суворов.

Тот, кто учится упорно, тот рукой своей.

Из скалы рубин добудет, жемчуг из морей.

Низами.

Слушать многое, выбирать лучшее и следовать ему; наблюдать многое и держать все в памяти – это и есть способ постижения знаний.

Конфуций.

Ученьем вредным с юных дней.

Нам стоит раз лишь напитаться,

А там во всех твоих поступках и делах,

Каков ни будь ты на словах,

А все им будешь отзываться.

И. А. Крылов.

Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда она сами должны идти.

Н. А. Добролюбов.

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Г. И. Успенский.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

Екатерина Ii.

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

Омар Хайям.

Рассудок и здравый смысл не то что оспа: привить нельзя.

Екатерина Ii.

Знание в чем-то нуждается, чтобы стать знанием; но то, в чем знание нуждается, слишком неопределенно.

Чжуан-Цзы.

У не знающих мира – о нем помышления нет.

Низами.

С наукой кто знакомство заведет,

Познает уваженье и почет.

Фуркат.

Даже лишившись должности – будь то портфель министра или место старшего письмоводителя, глупец сохраняет свою спесь и нелепое чванство.

Н. Шамфор.

Умные люди глупо устраивают свою жизнь.

А. Б. Мариенгоф.

Если хороший человек учил людей семь лет, их можно посылать в сражение.

Конфуций.

Ученье – добродетелей залог,

Путь знания – нужнее всех дорог.

Анбар-Атын.

Изучение неправильных взглядов вредно.

Конфуций.

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?

Квинтилиан.

Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, – это все равно что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку.

Мо-Цзы.

По себе можно познать других; по одной семье можно познать остальные; по одной деревне можно познать остальные; по одному царству можно познать другие.

Лао-Цзы.

Кто мир познал, тот сам себе помог.

Анбар-Атын.

Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным.

А. С. Пушкин.

Тот, кто ищет учености, растет с каждым днем и все больше и больше возвышается в глазах людей.

Лао-Цзы.

Если вас наукой манят, чуждой благу и любви,

Лучше быть всегда подальше от таких «наук».

Анбар-Атын.

Спасает ученого истинный путь.

Нгуен Чай.

Умного человека легко извинить можно, если он какогонибудь качества ума не имеет.

Д. И. Фонвизин.

Когда б цвели у нас ростки наук,

Всем нашим бедам был бы верный друг.

Анбар-Атын.

Бездомен, вечно голоден, угрюм,

Наукой он обогащает ум.

А. Навои.

Как бы ни сильна была вера, разум должен уметь опираться на силы, заключенные в нем самом.

П. Я. Чаадаев.

Выдающийся ученый муж бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других.

Конфуций.

Глупость – дар Божий, но не следует злоупотреблять этим даром.

Бисмарк.

Между умным человеком, злым по характеру, и умным человеком, который добр и честен, такая же разница, какая бывает между убийцей и светским человеком, который хорошо дерется на рапирах.

Н. Шамфор.

Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.

Гельвеций.

Человеческий ум – более страшное оружие, чем когти льва.

А. Шопенгауэр.

Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

В. О. Ключевский.

Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.

Л. Фейербах.

Нужно быть очень уж глупым человеком, чтобы под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть.

Ж. Лабрюйер.

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Дж. Бруно.

Стремление быть всегда правым – признак вульгарного ума.

А. Камю.

Умный человек погибнет, если с умом не соединяет сильного характера. Имея фонарь Диогена, следует иметь и его посох.

Н. Шамфор.

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающие: знание, мысль, воображение – все в этом.

В. Гюго.

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости.

У. Шекспир.

Из всех способностей человека разум, который, так сказать, не что иное, как совокупность их, развивается труднее и позднее всего.

Ж. -Ж. Руссо.

Многие люди, рабы желудка и сна, проводят жизнь без образования и воспитания, подобно бродягам, причем, вопреки природе, тело служит им для наслаждения, а душа – в тягость.

Саллюстий.

Молчание – добродетель дураков.

Ф. Бэкон.

…Многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков?

И. А. Крылов.

Самое печальное – это ученик, из которого ни черта не вышло! – самое печальное и опасное.

А. Арбузов.

Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить.

Д. Блэкки.

Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.

Гораций.

Только робкие и слабые умы страшатся сомнения и исследования.

В. Г. Белинский.

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух.

В. Гумбольдт.

Нет глупцов более несносных, чем те, которые не вовсе лишены ума.

Ф. Ларошфуко.

Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Карл Маркс.

Знание закона жизни гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.

Г. Спенсер.

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

Эсхил.

Всякая мудрость хороша, если ее кто-нибудь понял. Непонятная мудрость может запылиться.

Д. Хармс.

…Прямая ученость прилична низким людям.

И. А. Крылов.

Живой человек, лишенный разума, – страшнее, чем мертвец.

Ч. Диккенс.

Я убежден, что человечество во все времена тратило одинаковую сумму безумия и глупости: этот капитал должен так или иначе приносить проценты.

Анатоль Франс.

Интерес к вопросам этики – свидетельство запоздалого умственного развития.

О. Уайльд.

Чтобы умно поступать, одного ума – мало.

Ф. М. Достоевский.

Вот ведь какое гнусное почти правило – как подлец, негодяй, предатель, хапуга, человек злой, коварный – умен, обязательно умен! А среди добряков, среди милых, среди хороших – днем с огнем поищи-ка умного. Редчайшая редкость.

А. Б. Мариенгоф.

Неграмотный человек – зрячий слепец.

Менандр.

Знания, полученные в юности, – это цветы надежды, которые принесут плоды.

Тельман.

Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

И. А. Крылов.

Невежество не так далеко от знания, как ложное знание от знания подлинного.

Псикари.

Казаться глупым мудрому не страшно.

Эсхил.

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни.

Н. Рубакин.

Знать то, что знают все, – значит ничего не знать. Знание начинается с того, чего люди не знают.

Гурмон.

Невежество – первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его ценит.

П. Гольбах.

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Платон.

Чтоб солнце заслонить – ушей ослиных мало.

Кондрат Крапива.

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

М. Монтень.

Ничто не бывает таким решительным, как невежество.

Ж. -Ж. Руссо.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Аристотель.

Неучи подобны бубнам: они производят большой шум благодаря своей пустоте.

О. Н. Бетлингк.

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Я. Коменский.

Главное и величайшее невежество состоит в незнании самих себя.

П. Буаст.

Иногда полезнее не знать, что сделано до тебя, чтобы не сбиться на проторенный путь, ведущий в тупик.

А. М. Будкер.

Невежество – это самый беззаконный из тиранов.

Гельвеций.

Ложная ученость хуже невежества. Невежество – это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость – это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно.

Ч. Канту.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек.

М. В. Ломоносов.

Самая жалкая бездарность всегда богата побочными приготовлениями…

Г. Лихтенберг.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Платон.

Невежа если щедр, то одаряет даму.

Так, словно милостыню ей дает, и сраму.

Ему не избежать, и он старался зря:

Хотел понравиться – и оскорбил, даря.

Пьер Корнель.

С невеждой о науках рассуждать –

Что злак пшеничный в солончак бросать.

Саади.

Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.

В. Гюго.

Высшее, до чего может подняться, благодаря опытности, не очень умный человек, – это находить слабости у лучших людей.

Г. Лихтенберг.

Чего не понимают, тем не владеют.

И. В. Гёте.

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.

И. В. Гёте.

Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.

Гельвеций.

Человек собрал воедино мудрость всех своих предков, и, гляди-ка, каков болван!

Э. Канетти.

Чем меньше люди знают, тем меньше сомневаются.

С. Биньикур.

Есть моменты, когда невежество есть благо.

Ч. Диккенс.

Невежество позорит человека не больше, чем отсутствие на руке ста пальцев. Как нет природной необходимости в ста пальцах, так ее нет, по-видимому, и в знании сокровенной природы вещей.

П. Гассенди.

Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить.

М. Эшенбах.

Величайшее невежество состоит в том, чтобы отвергать предмет, о котором вы ничего не знаете.

Х. Браун.

Восторг – дитя невежества.

Б. Франклин.

Выражение удивления – этикет невежества.

Грасиан-И-Моралес.

Для невежды нет ничего лучше молчания, но если бы он знал, что для него лучше всего, – не был бы он невеждой.

Саади.

У иного довольно ума, чтобы преуспевать в своей области и даже поучать в ней других, но слишком мало, чтобы не рассуждать о том, чего он не понимает: он смело выходит за пределы своих знаний, но тут же сбивается с пути и при всей своей одаренности начинает говорить как глупец.

Ж. Лабрюйер.

Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Д. И. Фонвизин.

Предрассудок – дитя невежества.

У. Хэзлитт.

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.

К. Г. Паустовский.

Кто сомневается потому, что не знает оснований достоверности, тот простой невежда. Настоящий скептик тот, кто подсчитал и взвесил основания.

Д. Дидро.

Просвещение имеет своей целью воспитание характера.

Г. Спенсер.

Невежество – состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами.

Ж. Лабрюйер.

У человека есть только один тиран – невежество.

В. Гюго.

Ничто не кажется мне нелепее смелых споров на ветер о тайнах природы, о сиянии светил, о сокровенных вещах будущего, без того, чтобы хоть раз исследовать то, может ли человеческий дух идти так далеко.

Р. Декарт.

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.

У. Блейк.

Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую.

Л. Мерсье.

Невежество бывает двоякого рода: одно – безграмотное, предшествует знанию, другое – чванное, следует за ним.

М. Монтень.

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.

Г. Галилей.

Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве.

Наполеон I.

Полное невежество лучше худо усвоенной учености.

П. Буаст.

Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость.

Ж. Лабрюйер.

Не стыдно и не вредно не знать, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь.

Л. Н. Толстой.

Великие преступления почти всегда совершались знаменитыми невеждами.

Вольтер.

Нет ничего страшнее деятельного невежества.

И. В. Гёте.

Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.

Б. Спиноза.

Людьми невежественными и развращенными невозможно управлять по справедливости, прибегая к доводам разума: они восстают не столько против зла, которое им делают, сколько против добра, которое им хотят сделать.

Анна Сталь.

Место военных действий, это – шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника.

Наполеон I.

Человеческий разум, предоставленный самому себе, не заслуживает доверия.

Ф. Бэкон.

По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве.

Д. Аддисон.

Вы, желающие держать народ в невежестве, берегитесь – вам больше всего грозит опасность! Разве вы не видите, как легко сделать из грубого животного жестокого зверя?

О. Мирабо.

Нет ничего, на что бы не дерзнуло воображение человека.

Лукреций.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Конфуций.

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, – людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.

Г. Бокль.

Невежество побуждает нас к попытке. Невежество открыто для мечтаний, а пытливое мечтание – сила… Знай Колумб получше космографию, он не открыл бы Америки.

В. Гюго.

Все мы невежды, только в разных областях.

У. Роджерс.

Признаваться в незнании – одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума.

М. Монтень.

Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно – он-то и делает открытие.

А. Эйнштейн.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом.

Г. Бокль.

Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией.

Б. Дизраэли.

Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.

Гельвеций.

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.

Л. Вовенарг.

Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надежный пробный камень образованности.

К. Геббель.

Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным; с каждым говори на его языке.

Грасиан-И-Моралес.

Нет ничего нелепее, чем публично выставить себя на посмешище, с завидным упорством предаваясь занятию, в котором ничего не смыслишь; это все равно, что пытаться шутить на языке, которого совсем не знаешь.

Иоанн Солсберийский.

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

К. Симонов.

Невежество – величайший недуг человечества.

Вольтер.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций.

Знание без нравственной основы – ничего не значит.

Л. Н. Толстой.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс.

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Т. Эдисон.

3Нание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой.

Принимая во внимание огромное количество имеющихся теперь знаний, лучше применять один общий метод, до некоторой степени непроизводительный, чем изучать множество специальных трюков.

Р. Хэмминг.

Ловушка нужна для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про ловушку. Слова нужны чтобы поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, – и поговорить с ним!

Чжуан-Цзы.

Наше неведение достигает все более далеких миров.

С. Лец.

Тупой ум восходит к истине через материальное.

Сюгер.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Н. Рубакин.

Если я сталкивался с новым наблюдением, или мыслью, которая противоречила моим общим выводам, я обязательно и не откладывая делал короткую запись о них, ибо как я убедился на опыте, такого рода факты или мысли обычно ускользают из памяти гораздо скорее, чем благоприятные для тебя.

Ч. Дарвин.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таким в детстве, невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Гельвеций.

Немало нужно знания, чтобы уметь скрыть перед другими свое незнание.

М. Эшенбах.

В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Принцип Питера.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

Л. Н. Толстой.

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

Сенека Младший.

Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.

Сократ.

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Демокрит.

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем.

П. Валери.

Нам следовало бы удивляться только нашей способности чему-нибудь еще удивляться.

Ф. Ларошфуко.

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать.

Ш. Дюкло.

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.

Конфуций.

Общий порок всякого невежества – говорить будто то, чего не знаешь, не существует вовсе.

Л. Альберти.

Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.

Г. Лихтенберг.

Знание – сила, всезнание – слабость.

Сидней Смит.

Учение в молодости – резьба по камню, в старости – черчение на песке.

Талмуд.

Усилия на ложном пути множат заблуждения.

Ф. Бэкон.

Невежество не есть аргумент.

Б. Спиноза.

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями.

И. Кант.

Самым невежественным оказывается тот, кто считает, что знает все.

М. Наваррская.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь.

Э. Абу.

Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.

Пифагор.

При рождении совершенный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи.

Сюнь-Цзы.

Учение доходит до предела в действии.

Сюнь-Цзы.

Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить.

Сенека Старший.

Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал.

Аль-Ашари.

Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.

Р. Эмерсон.

3Нание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

Фома Аквинский.

В дело воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Г. Спенсер.

Ведь истинно то, что умение сохраняет имение, а имение не дает умения.

Хуан Мануэль.

Истинное могущество нуждается в великих знаниях.

Хуан Мануэль.

3Нание – в действии.

Эразм Роттердамский.

Истинно знать что-либо – значит знать его причины.

Ф. Бэкон.

Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.

Ф. Бэкон.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Гельвеций.

Понимание – начало согласия.

Б. Спиноза.

3Нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.

Б. Франклин.

Убеждение – это не начало, а венец всякого познания.

И. В. Гёте.

Ложное знание опаснее невежества.

Бернард Шоу.

Знать – не всегда значит помешать.

М. Пруст.

…Надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.

М. Монтень.

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, чего мы не знаем, – бесконечно.

П. Лаплас.

…Всякий, кто думает одно, а учеников наставляет в другом, кажется мне, также чужд обучению, как и понятию о честном человеке.

Император Юлиан.