Конфуций о бизнесе.

Казалось бы, что может быть общего между знаменитым китайским мыслителем Конфуцием, сформулировавшим концепцию этико-философского учения на основе гуманизма и преданности Пути Дао, и современным бизнесом, с его жесткой конкуренцией и периодическими потрясениями? Какая может существовать связь между идеями великого Учителя, жившего две тысячи лет назад, и технологиями ХХI века?

Ответ очевиден, если обратиться к опыту дальневосточных стран, которые в тяжелейшие для них времена смогли в кратчайшие сроки восстановить свою экономику, а некоторые из них явили миру «экономическое чудо». Оказывается, основной причиной бурного экономического роста и невероятной устойчивости от внутренних и внешних кризисов таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Япония и Китай, явилось практическое использование канонов конфуцианского учения.

Именно конфуцианство, базовыми составляющими которого являются стремление к порядку и закону, гармонизация всех сфер бытия, преемственность духовной традиции, моральные ценности, стало фундаментом системы государственного управления и эффективной стратегией, обеспечивающей успех, для менеджеров всех уровней.

Конфуцианство связывает все сферы жизни в единое целое. Духовное и материальное, личность и общество, человек и природа – все подчинено всеобщему порядку и одним законам во Вселенной. Различия лишь в частных проявлениях действия этих законов. Знание этих базовых законов гарантирует успех в бизнесе, личной жизни и вообще в любых делах. Именно поэтому для японских или китайских бизнесменов учение Конфуция – это не вопросы морали или религии, а чистый прагматизм.

Рассмотренные в этой книге нравственные категории и общие рекомендации вряд ли удовлетворят практичного менеджера. Но мысли Конфуция о том, как нужно управлять, какими качествами необходимо обладать «благородному мужу» (читай – руководителю), какие стратегии позволят компании оставаться на плаву в этом бушующем море, кишащем экономическими монстрами, полностью соответствуют потребностям современного бизнеса, а также потребностям любого человека, ставшего на путь личностного развития.

Став совершенно мудрыми внутри, вы сможете решить проблему внешней царственности. Так говорил мудрец Конфуций.

Глава первая. «Познавший волю Неба». Биография Конфуция.

Один из современников Конфуция писал: «Поднебесная уже давно пребывала в хаосе, но Небо пожелало сделать Учителя колоколом, который всех будит». В те далекие времена, во время заката империи Чжоу, когда власть императора была формальной, места родовой знати незаконно заняли неблагородные и алчные чиновники, древние устои семейного быта попраны, народ пребывал в бедности и страданиях, а страну сотрясали междоусобные войны, Небо послало Учителя, чтобы он вывел людей из тьмы невежества и указал людям истинный путь – Путь Дао.

1.1. Детство и юность.

27 августа по лунному календарю 551 года до на нашей эры, в городке Цюйфу царства Лу китайской династии Чжоу, в семье знатного, но бедного воина родился мальчик, которому суждено было стать величайшим учителем. Это был долгожданный сын храброго 66-летнего Шу Лянхэ и его третьей жены – юной Янь Чжи. Прежде в первом браке у Шу Лянхэ рождались одни девочки, а во втором браке родился сын-калека.

Новорожденный мальчик, обретший родовую фамилию Кун, был назван Цю (холм), а также получил прозвище Чжун (второй сын) Ни (глина), так как был рожден в пещере глинистого холма, считавшегося жителями царства Лу волшебным местом. Поэтому на Востоке Конфуций известен как Кун Цю, или Кун Фу Цзы (учитель из рода Кун), а также как Чжун Ни.

Счастье отца было недолгим – он умер, когда сыну едва исполнилось два года. Оставшись одна с маленьким ребенком на руках, Янь Чжи получила аристократический статус вдовы дафу, однако материальное обеспечение семьи было крайне тяжелым. Цю от зари до зари приходилось заниматься тяжелым физическим трудом: убирать дом, выращивать овощи, носить тяжести, чтобы хоть немного облегчить жизнь горячо любимой матери, от горя и злых сплетен замкнувшейся в себе и находившей отдушину в жертвоприношениях. Поэтому Цю с детства был хорошо знаком с траурными церемониями и древними священными ритуалами, но это не наложило скорбную печать на его характер. Напротив, он рос жизнерадостным и отличался веселым нравом. При этом у Кун-цзы было обостренное чувство справедливости, большое почтение к старшим, пылкая любовь к древности и огромное желание проводить как можно больше времени в беседах с мудрецами.

От рождения Конфуций был наделен живым умом, крепким здоровьем, а нелегкий физический труд развил в нем недюжинную силу. Желая выбраться из нищеты и добиться успеха в карьере, юноша упорствовал в овладении шестью искусствами, необходимыми в те времена для образованного человека, претендовавшего на духовное верховенство в Китае. Он должен был уметь считать, читать, управлять колесницей, стрелять из лука, понимать музыку и знать ритуалы.

Если Конфуция мучил какой-либо вопрос, он без всяких стеснений своего незнания добивался исчерпывающего ответа. Он жаждал знаний, изучал устройство государств, досконально освоил правила поведения и древнекитайскую письменную культуру, что впоследствии позволило ему написать его знаменитые книги, ставшие памятниками литературы.

После женитьбы, в возрасте 19 лет, и рождения сына, названного Бо Юй, Конфуций поступил на службу в дом одного знатнейшего аристократического рода Цзи, где стал хранителем амбаров и стад.

«Мои счета должны быть верны – вот единственное, о чем я должен заботиться».

«Быки и овцы должны быть хорошо откормлены – вот моя забота», – считал Конфуций.

Культурное общество Поднебесной заметило добродетели прилежного и талантливого двадцатипятилетнего Конфуция, и он был приглашен посетить столицу Китая. Эта дорога стала кульминацией жизни Конфуция, во время путешествия решившего создать собственную школу, обучающую людей познавать законы мироустройства и природу человеческой души, становясь целостной личностью, способной принести пользу государству и обществу.

1.2. Этико-философское учение Конфуция.

К тридцатилетнему возрасту Конфуций уже четко сформулировал концепцию своего этико-философского учения, представлявшего модель управления государством и обществом, а также модель человеческих взаимоотношений.

1. Первая концепция, основанная на гуманности, человеколюбии и правилах этикета, отражала взгляды учителя на устройство государства и общества.

2. Вторая концепция, в основу которой легли такие качества, как преданность, честность, уважительное отношение к правителям, объясняла, какой должна быть государственная система управления.

3. Третья концепция предостерегала впадать в крайности, а напутствовала следовать серединному пути.

4. Четвертая концепция соединяла в себе принцип справедливости и понятие власти.

5. Пятая концепция учила человека быть непреклонно приверженным к исповедуемой им вере.

6. Шестая концепция касалась воли Неба и напрочь опровергала существование духов.

Учение Конфуция было неотъемлемой частью его жизнью. Своими словами и поступками он подкреплял свои философские воззрения. Между знаниями и добродетелями Конфуций ставил знак равенства.

1.3 Конфуций-чиновник.

Может ли государство успешно развиваться благодаря усилиям одной личности? Может, если имя этой личности Конфуций. После того, как Конфуций стал известным и был всеми признан как наследник и хранитель древней традиции, ему был предложен пост управляющего уездом Чжунду. Занимаясь чиновничьей деятельностью, он внедрял свое учение, руководствуясь принципами справедливости, нравственности, взаимного уважения и почтения. За время его правления в уезде исчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам, начала меняться налоговая система.

1.4. Священная миссия Конфуция.

Когда Конфуцию исполнилось 52 года, он был назначен Министром правосудия в царстве Лу. За три года пребывания в этой чрезвычайно ответственной должности Конфуцию удалось сделать очень много и проявить себя в качестве выдающегося политика. Однако успехи «мужа без пороков», способствовавшие укреплению царства Лу, вызывали опасения в соседних княжествах. Правитель Лу поддался клеветническим наветам соседей и перестал слушать своего мудрого советника. Конфуцию пришлось оставить высокий пост в самом расцвете карьеры и отправиться скитаться по стране. Он надеялся реализовать свой практический опыт, встретив правителя, разделяющего его этико-политическое учение. Однако такого правителя не нашлось, и Конфуций целиком посвятил себя педагогической деятельности.

Он охотно делился своими знаниями со всеми, независимо от сословия и материального положения. «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Конфуций исповедовал Волю Неба, придерживался идеала человеческого совершенства, стремился жить в гармонии с природой. Всем сердцем он хотел видеть свою страну не погруженной в хаос и междоусобные распри, а процветающей и сильной, где каждый ее житель соответствует своему месту.

1.5. «Лишь в 60 лет я научился отличать правду от неправды».

Несмотря на то, что, неся свое учение в массы, Конфуций столкнулся с беспутством, нерадивостью верхов, бездуховностью народа, нежеланием людей идти по пути Дао, Учитель остался верен своему Учению. Он демонстративно отказался от должности советника, предложенного ему незаконным правителем Вей, желающего посредством мудрого Кун-цзы укрепить свою власть в государстве.

Конфуций понял, что никаких практических шагов от власть предержащих он не добьется. Поэтому, искренне веря, что в каждом человеке изначально заложено добро, практически всю оставшуюся жизнь он провел в хождениях со своими ближайшими учениками по древнекитайским княжествам, обучая людей различного происхождения четырем вещам: честности, преданности учению, выполнению ритуалов и чтению письменных памятников.

Умер Конфуций в возрасте 73 лет. Место захоронения великого учителя на реке Сышуй стало местом паломничества для многих людей во всем мире.

Глава вторая. Как конфуцианские ценности помогли Японии достичь успеха.

Среди книжного наследия, оставленного Конфуцием потомкам, особого внимания заслуживает «Четверокнижие» (по-китайски – «Сы-шу»), где собраны наиболее значимые труды конфуцианской классики. «Четверокнижие» – это официальный канон китайской духовной и политической культуры, оказавшей огромное влияние также и на духовную культуру Японии, Кореи, Вьетнама. Сингапура. В этих странах существует традиция изучать «Четверокнижие» в общеобразовательных и высших школах.

2.1. История о двух мальчиках.

Небольшая история о двух мальчиках, рассказанная крупнейшим российским ученым, специалистом в области изучения трудов Конфуция Леонидом Переломовым журналисту «Психологической газеты: Мы и Мир». Оба мальчика жили на Востоке. Один мальчик – в Японии, другой – в Китае. Когда им исполнилось по шесть лет, они, согласно традиции классического конфуцианского образования, должны были заучивать тексты «Четверокнижия». Китайского мальчика воспитывал дедушка. Он верил в талант внука, но внучек был настолько ленив, что ни в какую не хотел учить наизусть тексты. Когда мальчику пришла пора стать студентом, то при сдаче вступительных экзаменов он вместо сочинения на заданную тему сдал письменную работу, целиком состоявшую из бессвязных между собой цитат из разных трактатов. Экзаменаторам это показалось смелой и оригинальной выходкой и они отметили его находчивость высшим баллом. Мальчика этого, не любившего конфуцианство и впоследствии возглавившего Компартию Китая, звали Чэнь Ду-сю.

Второй мальчик проживал в Японии вместе со своими родителями-промышленниками, которые хотели дать сыну конфуцианское образование. Нанятый китайский учитель настойчиво заставлял мальчика заучивать тексты из «Четворокнижия». Мальчик прилежно их учил. Спустя время повзрослевшего сына отец отправил на Запад «повидать другую жизнь». Путешествуя по европейским странам, любознательный парень интересовался протестантским капитализмом, но решил, что эта модель никак не может быть применима в Японии. Бизнесу Страны Восходящего Солнца наилучшим образом соответствовала конфуцианская этика. Вдохновленный этими идеями, он засел за написание книги. Свою книгу он назвал «Лунь юй и бухгалтерский счет», и она стала очень популярной среди японских менеджеров. Имя этого мальчика – Сибусава Эйдзи. Впоследствии он занял пост начальника налогового управления, разработал японскую налоговую систему реформ, стал «отцом промышленности и банков».

2.2. Теория конфуцианского капитализма и нравственная экономика.

Итак, Сибусава Эйдзи, с малых лет прилежно изучавший канонические трактаты, пришел к выводу, что морально-этическое учение Конфуция идеально соответствует принципам развития торговли и ремёсел в Японии, и построил теорию модернизации страны и организации менеджмента на интерпретации знаменитого труда Конфуция «Лунь юй» – теорию конфуцианского капитализма.

Вернёмся ненадолго во времена Конфуция, когда семь крупных княжеств Поднебесной враждовали между собой за титул «ба» (его еще называют «гегемон»), и одновременно зарождалась политическая и юридическая культура Китая. Нарабатывался бесценный опыт управления государством и обществом на основе различных принципов, которых придерживались разные княжества. Кроме внешней борьбы, внутри каждого княжества ваны (правители) ожесточенно боролись за полноту власти с аристократией. Испокон веку все главные посты занимала родовая знать, и ванам, не имеющим благородного происхождения, необходимо было лишить аристократов этой привилегии, убрать их с занимаемых должностей. Все это внутреннее и внешнее противостояние породило большой спрос на книжников (по-китайски – «ши»), таких как Конфуций. Являясь носителями интеллектуального капитала, они занимались отработкой оптимальной модели построения государства и общества, взаимоотношений государства, общества и человека. Народ существует для государства или государство для народа – эту дилемму решали две школы: легисты и конфуцианцы.

Этим древним весомым интеллектуальным багажом, основанным на конфуцианских традициях, и воспользовался Сибусава Эйдзи для блага своей страны. Сибусава Эйдзи – не только создатель теории конфуцианской экономики, но и предприниматель-практик, реализовавший свои идеи в бизнесе. Выдающийся японский ученый-предприниматель владел пятьюдесятью видами бизнеса (банковское дело, операции с недвижимостью, страхование, железные дороги и другими) и путешествовал по свету с лекциями о конфуцианском капитализме.

В своей книге «Лунь Юй и бухгалтерский счет» Сибусава Эйдзи писал: «Для достижения материального благополучия человек должен следовать «бусидо» («пути воина»), но если кто-то хочет прийти в бизнес, следуя только «бусидо», не обладая коммерческим талантом, то он обречен на гибель. Развивая в себе коммерческий талант, человек должен не только прочитать много книг, но он также должен следовать моральным наставлениям «Лунь юй»… Коммерческая деятельность без морали, основанная лишь на хитрости, – это дилетантизм».

Сибусава Эйдзи видел сходство «бусидо» и конфуцианства. Конфуций считал, что благородный муж, занимающий низкое положение, не должен поступаться своими моральными принципами. Также, согласно принципам «бусидо», самурай никогда не возьмет ни одной монеты, если это нарушает его моральный кодекс.

«[…] В прошлом для многих наших предпринимателей главным являлось богатство и знатность, а моральные принципы были второстепенными, – замечает Сибусава Эйдзи. – Это было огромной ошибкой! Я считаю, что нравственные критерии «бусидо» необходимы не только самураям и конфуцианцам, они должны стать нравственным фундаментом современного промышленника и предпринимателя». Согласитесь, очень актуальные слова для российской деловой действительности, где никогда не найдешь ответственных и виноватых.

Проработанная Сибусавой Эйдзи книга Конфуция «Лунь юй» и по сей день является учебником «этики бизнеса» дальневосточных предпринимателей. Достоинства «благородного мужа» по Конфуцию легли в основу модели японского предпринимателя. «Традиция формировала образ идеального добродетельного человека, который во всех сферах жизни, во всех жизненных проявлениях поступает согласно общим канонам морали, к тому же чётко знает свое место в обществе и строго соблюдает соответствующие правила. Огромную роль в формировании национального характера играло представление о чести, о «лице».

Согласно западной традиции глобальные философские истины не имеют ничего общего с проблематикой реальной жизни. Для деловых людей Востока, изучающих на протяжении всей жизни древние философские трактаты, такая точка зрения в корне неверна. Ум восточного бизнесмена всегда свяжет банкротство корпорационных монстров или крушение головокружительных карьер с проявлением Пути Дао.

Взлёт социально-экономических показателей в новых индустриальных странах (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) – яркий пример претворения в жизнь классических китайских стратегий, обеспечивающих процветание бизнесу. Конфуцианская мораль заложена в основе роста экономики дальневосточных стран. И если в некоторых из них мы наблюдаем сегодня проблемы – это происходит от несоблюдения базовых принципов Учения.

Большинство западных бизнесменов считают мораль и нравственность чем-то второстепенным, ничего не стоящими вещами. Куда более хорошо продаются жизнестойкие алчность, порочность, жестокость. Наглость признается за второе счастье. Совсем по-другому обстоят дела в дальневосточных государствах, где капитализм строится на традиционных духовных ценностях, в частности – конфуцианстве. Проникающие во все сферы общества морально-этические принципы Конфуция помогают бизнесменам Японии, Кореи, Китая успешно вести свой бизнес и выходить победителями в условиях жесточайшей конкуренции.

Яркий пример применения принципов конфуцианской морали – известная на весь мир японская компания «Sоnу». Главное направление деятельности на предприятии заключено в следующих словах: «Внести свой вклад в счастье человечества и в развитие общества». Основная цель компании – не прибыль, а развитие. Если сравнить оплату труда сотрудников «Sоnу» с оплатой сотрудников на подобном американском предприятии, то у японцев она в несколько раз меньше, что не сказывается негативно на трудовой активности. Принцип семейственности – определяющий фактор в работе компании, который уподобляет руководителя отцу, заботящемуся о своих детях, а всю компанию – большой семье. В такой системе ценностей сверхурочная работа не становится тяжким ярмом, и может быть выполнена бесплатно. Самые высокопоставленные сотрудники «Sоnу» получают заработную плату, не более чем в 6 раз превышающую зарплату рядовых рабочих, тогда как в западных странах этот разрыв может достигать до 50 раз, а в странах с развивающейся экономикой этот разрыв исчисляется уже сотнями раз.

Глава третья. Построение «общества малого благоденствия», или «Конфуцианский социализм» в Китае.

Великий защитник консервативных ценностей, мечтающий создать «цивилизованное и гармоничное государство», Конфуций безгранично почитался в Китае. Китайцы прозвали его Совершенномудрый, Учитель десяти тысяч поколений.

В 1979 году, когда в Китае многие разочаровались в социалистических утопиях, китайский политик и реформатор Дэн Сяопин решил построить «конфуцианский социализм» – «общество средней зажиточности», основанное на концепции Конфуция «сяокан». В трактовке Конфуция это понятие означало «общество малого благоденствия». Управлять, по Конфуцию, необходимо на основании правил и долга, в противном случае народ тебя не признает.

Конфуцианское «Четверокнижие» начинается с тезиса «породнения с народом». Эти же идеи озвучивал в своих выступлениях Дэн Сяопин. Были сформулированы идеалы социалистической духовной культуры, которая включала в себя и материальный аспект. Сам лидер страны Дэн Сяопин выражал глубокую озабоченность духовным вакуумом, образовавшемся в обществе с приходом рыночных отношений. На Всекитайской конференции Коммунистической партии Китая он выступил со следующими словами: «Мы боремся за социализм не только потому, что при социализме производительные силы получают возможность развиваться быстрее, чем при капитализме, но и потому, что только социализм может изжить присущие капитализму и другим эксплуататорским системам явления алчности, морального разложения и несправедливости. Без усиленного строительства духовной культуры строительство материальной культуры разрушается». Вторил ему и Цзян Цзэминь – генеральный секретарь центрального комитета партии: «Необходимо видеть и то, что пороки и негативные факторы рынка могут отразиться на идеологии людей и на отношениях между людьми, при этом легко возникают такие явления, как денежный фетишизм, гедонизм, крайний индивидуализм».

Было решено провести различные культурные мероприятия, пропагандирующие достижения традиционной и современной культуры. Было разработана специальная программа построения гражданской морали. В то время был вытащен из небытия и стал культивироваться образ «конфуцианского предпринимателя».

Глава четвертая. «Конфуцианский предприниматель» («жу шан»).

Само понятие «конфуцианский предприниматель» («жу шан») зародилось еще в эпоху правления династий Мин и Цин. Так называли «хучжоуских купцов», отличавшихся высокими моральными качествами. И вот в 90-х годах прошлого столетия в пропагандистских целях образ «конфуцианского предпринимателя» стал активно использоваться в печати, провозглашая достоинства бизнесменов Китая.

Современные «конфуцианские предприниматели» являли собой образчик «благородных мужей» («цзюнь-цзы»), у Конфуция наделенных высшими добродетелями. Они преисполнены чувства гуманности («жень»), долга и справедливости («и»), высоко ценят ритуальный церемониал («ли»), готовы постоянно учиться и совершенствоваться. Бизнесмены этой категории обладали всеми качествами, необходимыми для управления. Они берут на себя полную ответственность за свои компании и благосостояние сотрудников, а те взамен платят им преданностью и уважением. Духовность и личностный рост для жушана – превыше всего. Он держит в чистоте свое имя и имя своего предприятия, поэтому никогда не станет вести нечестную игру, даже если она сулит высокую прибыль. Жушан честен с конкурентами и развивает свой бизнес на взаимовыгодных условиях. «Даже когда предприниматель действует в рамках закона, следование правовым нормам должно сочетаться с соблюдением этических установок, заповеданных Конфуцием и другими древними мудрецами. Конфуцианцы, подчеркивая значение моральных норм – человеколюбия, справедливости, доброты, – хорошо понимали, что в природе человека изначально заложено желание стать богатым и знатным, что погоня за выгодой неистребима. Но при этом они учили не отделять экономические интересы от моральных принципов, думать не только о собственной выгоде, но и о государственном и общественном благе, ставить интересы общества выше собственных. Как считают конфуцианские ученые, понятие «конфуцианский предприниматель» вполне отражает это стремление к гармоническому синтезу». (Из выступления на конференции «Общество и государство в Китае в Институте востоковедения РАН).

«Конфуцианский предприниматель» («жу шан») – наивысшее звание бизнесмена в дальневосточных странах. Вот некоторые наиболее известные из них:

• Тан Энькая – гонконгский мультимиллионер, чей офис занимает целых 30 этажей. Тан Энькая не только зарабатывает деньги, но и создает условия успешности для других людей, бесплатно обучая их в своих частных школах: конфуцианской гимназии и конфуцианской академии.

• Тан Юй – азиатский юго-восточный нефтяной магнат.

• Ли Куан Ю – президент Сингапура в течение 32 лет.

• Жэнь Байцзунь – китайский менеджер, в управлении которого находились ресторанные и гостиничные комплексы Шанхая.

• Чжан Жуйминь – президент корпорации «Хайер», названный американским журналом «Бизнес уик» «самым влиятельным человеком» в 2009 году. Эту высокую оценку китайский бизнесмен заслужил благодаря «высоким требованиям к качеству производимой продукции, строгим порядкам в возглавляемых им компаниях, где культивируется чувство коллективной ответственности за производство, а также внимание и уважение к клиентам».

К категории «конфуцианского предпринимателя» можно отнести не только «благородных дельцов», ведущих свой бизнес по принципу справедливости и ответственности, но и, как заметила американский профессор Каролина Сюй, «предпринимателя нового поколения, работника сферы образования, который создает свое дело, основываясь не на купле-перепродаже, а на реализации собственных инновационных технологий и изобретений».

Конечно, к истинным «конфуцианским предпринимателям можно отнести не так уж и много бизнесменов. Есть и дельцы средней руки, партийные коррупционеры, занимающиеся теневым бизнесом. Но в общем, экономические темпы роста, продемонстрированные Китаем, являют миру уникальный опыт применения учения Конфуция в бизнесе.

Глава пятая. Бизнес по Конфуцию в «странах-драконах».

Ареалом распространения конфуцианских ценностей, способствующих экономическому росту, были не только Китай и Япония, но и новые индустриальные страны, так называемые «четыре азиатских дракона»: Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань.

Стремительно развивающаяся экономика этих государств, ориентированная на внешний рынок, базировалась на канонах конфуцианской морали.

Конфуцианская этика и мораль стали надежным фундаментом построения социально-политической системы азиатских стан и в итоге обеспечили стабильное развитие экономики. Современная модель народного конфуцианства позволила Сингапуру, где нет природных ресурсов, после отсоединения от Малайзии за короткий промежуток времени стать передовой державой, явив миру экономическое чудо. Модернизация экономики в Сингапуре была ориентирована не на материальные ценности, а прежде всего на достижение духовного блага человека во благо всего государства. Лидер Сингапура Ли Куан Ю так объяснял причину успеха населенного на три четверти китайцами государства: «Мы не смогли бы преодолеть наши трудности и препятствия, если бы подавляющее большинство населения Сингапура не вдохновлялось конфуцианскими ценностями».

Бежавший на остров Тайвань, после того, как управление Китаем в свои руки взяли коммунисты, лидер партии «Гоминьдан» Чан Кайши привнес в основу тайваньской экономики опять таки конфуцианскую концепцию «сяокан». К концу семидесятых годов Тайвань превратился в одного из «азиатских драконов». Народное конфуцианство в странах дальнего востока, прочно вошедшее в массовое сознание людей, создало такую модель общества, где традиции органично сочетаются с инновациями, а бизнес основан на конфуцианских принципах: гуманности («жэнь»), гармонии («хэ»), ритуале («ли»), почтительности («сяо»), добродетели («де»), справедливости, долге («и») и благородстве («благородный муж – «грюнь-цзы»).

Дальневосточные предприниматели и менеджеры, с детства воспитанные на канонах Конфуция, обладают глубокими познаниями использования принципов Учения в искусстве ведения бизнеса. Для них это не философия, не отвлеченное умствование, а сугубо практическая вещь. Достигать успеха в делах им помогают качества, о важности обладания которыми еще две тысячи лет назад говорил Учитель.

Надежность – более ценная вещь, чем доверие, говорил Конфуций: «Я не знаю, как существует человек без правдивости», «Я ежедневно проверяю себя в том, был ли я правдив в ведении дел с другими, был ли я надежен в общении с друзьями, освоил и практикую ли я наставления моего учителя». Терпение, по мнению великого мыслителя, важно применять в любом деле: ««Нетерпение в тривиальных вещах может разрушить важные стремления». Риски и потери Конфуций считал неприемлемыми: «Тот, кто понимает судьбу, не будет стоять под шатающимися стенами». Рискующий человек ставит свои личные интересы выше коллективных.

Необходимые качества, которыми должен обладать успешный бизнесмен и профессиональный менеджер в конфуцианской традиции:

• преданность своему делу;

• правильное понимание роли человеческого фактора;

• настойчивость и упорство;

• сбалансированное отношение к риску;

• прагматичное отношение к ошибкам и неудачам;

• надежность.

Глава шестая. Менеджмент в трактовке принципов конфуцианской морали.

«Управлять – значит поступать правильно».

Конфуций.

Эффективный менеджер, управляющий компанией, подобен мудрому правителю, заботящемуся о своем народе, выстраивающему стратегии для процветания его государства. В чем же состоит искусство управляющего? Как правильно управлять? Что в наибольшей степени соответствует потребностям современного бизнеса? Ответы на эти и многие другие вопросы, с которыми сталкивается современный бизнесмен, можно найти в трактатах «Лунь-юй» и «Ли Цзы», написанными Конфуцием и его учениками в IV веке до нашей эры. Благородный правитель, по Конфуцию, всегда поступает по совести, решение сложных вопросов ищет не торопясь и спокойно, умеет слушать других, всегда вникает в суть дела, по мелочам не разбрасывается, избегает риска и потерь.

В трактате «Лунь-юй» об управлении государством говорится следующее: «Всего существует девять принципов управления Поднебесной и государством, а именно: самосовершенствование, проявление почтительности к мудрым, любовь к близким, почитание сановников, проявление внимания ко всем чиновникам, забота о народе, поощрение всех видов ремёсел, любезное обращение с людьми издалека, благорасположение к чжухоу.

Самосовершенствование приводит к утверждению [правильного] пути; проявление почтительности к мудрым избавляет от проявления сомнений; любовь к близким приводит к тому, что среди дядей и братьев не возникает ненависти; почитание сановников избавляет от ошибок в делах; проявление внимания ко всем чиновникам приводит к тому, что чиновники платят за это большей благодарностью; забота о народе окрыляет [его]; поощрение всех видов ремесел увеличивает богатства [страны]; любезное обращение с людьми издалека обратит на сторону [правителя] людей отовсюду; благорасположение к чжухоу приведет к тому, что [вся] Поднебесная будет почитать его».

Конфуцианские принципы управления зиждутся на основе гуманизма. «Кто в состоянии исполнить пять требований, тот будет гуманным повсюду: уважение, великодушие, искренность, ум и доброта. Если человек уважителен, то он не подвергается пренебрежению; если человек великодушен, то он привлекает к себе всех; если он честен, то люди полагаются на него; если он умён, то он будет иметь успех; если он добр, то в состоянии будет распоряжаться».

В свое книге «Менеджер в китайской традиции» Бронислав Виногродский – переводчик, писатель, президент фонда «Институт социальных технологий», занимающийся, в частности, созданием эффективных технологий с использованием знаний, накопленных китайской управленческой школой, описывает 12 принципов управления.

6.1 Принцип «исправления имен».

Конфуцианский принцип «исправления имен» – важнейший принцип управления государством и организации общества. Суть принципа: форма должна соответствовать содержанию. Конфуций говорил, что если название не соответствует сущности, то и «словам неблагополучно», если «словам неблагополучно», то и дела не будут ладиться, поэтому «совершенный» человек, вводя названия, должен произносить их «правильно», а то, что произносит, непременно осуществлять.

Нужно научиться видеть и уметь исправлять неправильный ход вещей, утверждая правильный. Какие вещи называть правильными и неправильными? Правильные вещи соответствуют принципам конфуцианской морали.

Главное качество эффективного руководителя – его внутренняя моральная сила, которую он должен неустанно воспитывать в себе, а затем в своих сотрудниках. Руководитель, обладающий внутренней моральной силой, не зацикливается на прибыли, а ставит перед коллективом более высокие цели, такие как увеличение потенциала управляемой системы в целом и потенциала личности руководителя и его подчиненных (под потенциалом понимаются здоровье, качество жизни, отдыха, образования, глубины чувств).

Согласно конфуцианской традиции любая возникшая ситуация требует комплексного рассмотрения ее внутренних и внешних аспектов: содержания и формы. Если форма одной ситуации практически неотличима от другой, это вовсе не значит, что и их содержание, а следовательно, и выбор стратегии будут одинаковыми.

Кроме умения рассматривать ситуацию в единстве формы и содержания, ценное качество руководителя, практикующего в конфуцианской традиции, по словам Виногродского, «это умение никогда не реагировать сразу на приходящий импульс любого характера. Опытный китайский управленец ждет, когда ситуация несколько раз видоизменится, чтобы увидеть ее под разными ракурсами и в результате воспринять в целостности. Китайская привычка видеть целостную ситуацию соответствует понятию системности в управленческих кругах на Западе».

Если вы не знаете, что делать – лучше не предпринимать никаких действий.

Если ситуация меняется, и эти изменения представляются вам простыми и понятными, то даже в этом случае не стоит реагировать незамедлительно. Наблюдайте за дальнейшими изменениями до тех пор, пока не придет полное понимание происходящей ситуации.

6.2 Принцип гармонии.

«Суть этого принципа заключается в сохранении очень высокого уровня равновесия управляемой системы, что во многом достигается благодаря способности руководителя реагировать на изменения до того, как они начали проявляться».

Конфуций подчеркивал важность пребывания благородного человека в состоянии «совершенной мудрости». Для менеджера важно уметь сохранять высокий уровень равновесия даже при неустойчивом состоянии управляемой им системы, которая подвержена различным факторам силы. Но каким бы ни был воздействующий фактор, система реагирует на него не сразу, а с некоторой задержкой. Поэтому мудрый руководитель, находящийся в состоянии внутренней гармонии (устойчивого внутреннего равновесия), чувствует, анализирует и может управлять внешними факторами. «Пребывая внутри – управляешь внешним».

6.3 Принцип опосредованного воздействия.

Конфуцианской традиции органически присущ даосский принцип недеяния, дающий возможность рассматривать любые ситуации через их противоположности и получать в результате более глубокое и целостное представление о них. «Недеяние – это не только отсутствие любого деяния, вредящего естественному свойству вещей, но и высшая степень деяния в своем совершенстве».

«В Китае руководитель никогда не пытается решать проблему прямо «в лоб», но делает это, как правило, через изменение равновесия в системе. В западном варианте этот принцип соответствует косвенному управлению, когда создаются условия или механизмы, которые направляют действия людей так, что в итоге получается заранее заданный результат».

Задача управляющего – удерживать систему в равновесном состоянии, понимать, какие факторы на нее влияют, изменять их. Прямого воздействия на систему, так сказать, управления «в лоб», следует избегать, позволяя ситуации развиваться естественным путем. Какие действия управляющего можно отнести к опосредованному воздействию? Например, изменение регламента, законов, кадровые переустановки. «При этом принцип «непрямого воздействия» следует понимать более широко. Так, например, воздействием может быть и отсутствие реакции, причем иногда значительно более сильное, чем ее наличие».

6.4 Принцип нравственных оснований управления.

Как уже упоминалось, краеугольным камнем конфуцианского учения является гуманизм. Управлять, опираясь на добродетель, согласно Конфуцию, значит быть подобным полярной звезде – она неподвижна, а все другие звезды движутся вокруг нее. «Если человек поступает из корыстных побуждений, он неизбежно вызывает негодование», – замечал Учитель. Соблюдению нравственных законов в восточных странах уделяется огромное внимание. Так же и менеджменте: выбирая стратегию для компании, руководитель прежде всего опирается на морально-этические нормы. Согласно глубокой вере жителей дальневосточных стран, Небо – божественный вершитель всего, его воля – закон, исполнением которого можно достичь небесной гармонии на Земле.

Человеколюбие – вот основа основ в системе взаимоотношений человека и общества. Поэтому так важна доброта, побуждающая руководителя интересоваться жизнью своих подчиненных, заботиться о них, оказывать необходимую помощь.

Китайская национальная психология ориентирована на избегание конфликта в любых ситуациях. Бесконфликтность – особенность восточного менеджмента.

Еще одна уникальная черта восточного менеджмента, вытекающая из особенностей мировосприятия людей, воспитанных на конфуцианстве, – сочетать несочетаемое (например, строгость власти с моралью), придерживаться срединного пути, компромиссности, избегать крайностей. Сравните такой подход со специализацией и сосредоточением сил на какой-то одной области деятельности или выбором единой и непоколебимой тактики поведения управленцев (жесткость или мягкость, строгость или либеральность), которые присущи западному типу менеджмента.

Нравственность для китайцев – не отвлеченное понятие. На ней держится вся структура общества, взаимоотношения между людьми. «Общественная мораль выражается, например, в том, что человеку сложно обмануть, сложно нарушить слово, потому что это реально осуждается, и человек, допустивший подобный проступок, будет испытывать дискомфорт. Моральные устои удерживают людей в рамках принятой в данном обществе поведенческой парадигмы лучше, чем любые законы и наказания».

Для восточного менеджера любого уровня крайне важно «оставить о себе хорошее впечатление», что зачастую воспринимается представителями западного менеджмента как обман, блеф. «Впрочем, справедливости ради, следует напомнить, что в случаях, когда обращение к моральным принципам используются оппонентом, для того чтобы что-то выгадать или даже обмануть, китайцы с легкостью могут «забыть» о них и отплатить обидчику «той же монетой». Обман обманщика, в отличие от этики христианства, здесь не считается аморальным. Напротив, это скорее забота о сохранении добродетели».

6.5. Принцип соблюдения ритуалов и иерархии.

Ритуал для жителей Востока – это «правильное поведение» «правильного человека». Соблюдать нормы морали, придерживаться принципа справедливости, быть внимательным, рачительным и аккуратным, избегать небрежности – вот что значит соблюдать ритуал, на важность чего обращал внимание Конфуций.

Социальная иерархия также построена на принципе соблюдения ритуала. Эта традиция насчитывает несколько тысячелетий. Конфуций говорил: «Почитание сановников избавляет от ошибок в делах; проявление внимания ко всем чиновникам приводит к тому, что чиновники платят за это большей благодарностью; забота о народе окрыляет [его]». Несмотря на то, что китаец не имеет права обращаться с какой-либо просьбой к высшему руководству, минуя своего непосредственного начальника, он может зрения, действий руководителя. Такая критика «приветствуется и считается добродетелью».

Авторитет, личный пример и ответственность за своих подчиненных – вот инструментарий, которым умело пользуется восточный руководитель. О принципе ответственности упоминал Конфуций в своих трудах, но, для наглядности, мы обратимся к «методу управления обезьяны» Цзян Чжусяна, который писал: «Ответственность – это обезьяна. Каждый человек по характеру своему с самого начала постоянно повторяет одну и ту же основную тему. Он уходит от риска. Поэтому в менеджменте, в управлении персоналом надо вынести следующую основную мысль: равное право ответственности – это обезьяна. И если ты не знаешь, каким образом отвечать ясно нижестоящим подчиненным, то за одно неверное движение глаз обезьяна уже может прыгнуть на тебя. А после этого у тебя уже не будет возможности решать дела между «верхами» и «низами». Ты больше не сможешь найти «концы» в той или иной проблеме. И у тебя больше не будет свободного времени…».

В любой момент неконтролируемая ситуация может стать неуправляемой. А чтобы этого не допустить, менеджеру необходимо неуклонно придерживаться линии ответственности, усиленной авторитетом и личным примером.

6.7. Принцип индивидуального подхода.

Конфуций говорил, что каждый человек должен быть на своем месте, которому соответствует наилучшим образом. Современные конфуцианцы строго придерживаются этого принципа, проводя отбор кандидатов на выполнение определенных задач.

«Как-то полководец Гуань Гун, один из героев романа «Троецарствие», отличавшийся невероятной добротой и всегда плативший добром за добро, просился у другого героя романа, Чжу-Гэ Ляна, на ответственное задание. Но Чжу-Гэ Лян, зная характер Гуань Гуна, не хотел направлять его на это задание. Он сказал Гуань Гуну: «Ты не сможешь задержать Цао Цао». Однако тот пообещал: «Нет, нет, я не пропущу!». И вот, когда поверженный полководец Цао Цао, жалкий и побитый, пришел к Гуань Гуну, тот не смог его удержать и отпустил. При всей своей отваге, он не смог обидеть побежденного противника. Но главное в этом примере, что Чжу-Гэ Лян предвидел такое развитие событий и такое поведение своего полководца».

Использование индивидуального подхода к выбору претендентов позволяет получить нужный результат. Ставка делается на наличие только тех качеств, которые нужны для выполнения конкретного задания. Если при наличии таких качеств у кандидата есть обратная сторона этих качеств, – их нужно просто принять.

6.8. Принцип семейственности.

Любовь к близким – конфуцианский принцип, который по китайской традиции лежит в основе устройства и организации общества. Государство представляется как одна большая семья, живущая по негласному правилу, передаваемому с молоком матери: «к родителям относись, как к родителям; к братьям, как к братьям; к старшим, как к старшим; к младшим, как к младшим. На этих принципах базируются отношения в китайской семье, но именно по ним же строятся взаимоотношения между сотрудниками в трудовых коллективах».

6.9. Принцип адекватности наград и наказаний.

Конфуций говорил: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Система поощрений и наказаний, разработанная китайцами несколько тысячелетий назад, характеризуется ясностью и адекватностью. За малую провинность – незначительное наказание, за серьезный проступок – сильное. Российское «чтобы не повадно было» не присуще китайскому менеджменту. Напротив, в тех же воспитательных целях, если человек провинился впервые, то по конфуцианской традиции его следует простить. Вспомните бытующее у нас выражение: «последнее китайское предупреждение».

В заключение следует добавить, что настоящие принципы, лежащие в основе конфуцианской стратегии управления, универсальны и одинаково подходят для любых условий и любого времени. Отличаются лишь методы их применения. Но если начать копировать эти методы без глубокого понимания базовых принципов, то результат может быть негативным.

Глава седьмая. Виртуальная беседа с Конфуцием об управлении.

Проблем у руководителя компании не счесть. И как было бы замечательно, если бы рядом всегда был тот, кто способен подсказать, как действовать правильно в той или иной сложной ситуации, или просто поделился мудрым советом. Давайте представим, что нам выпала возможность побеседовать с самим Конфуцием о самых распространенных проблемах управления. Для этого откроем древний сборник высказываний великого Учителя «Суждения и беседы».

7.1. 9 ответов и одно напутствие.

Вопрос первый. Незаменимых сотрудников нет, как известно. Но один из ваших талантливых менеджеров, что называется, «зазвездился», стал диктовать свои условия, на коллег смотрит свысока. Что делать: увольнять такого сотрудника или продолжать терпеть его выходки?

Ответ: «Пусть человек обладает превосходными талантами, но если он тщеславен и скареден, то остальные качества его не заслуживают внимания».

Вопрос второй. Вы стали замечать, что у сотрудников сложилось неверное мнение о вашей личности и они плохо о вас думают. Как разуверить их в этом, доказать, что вы на самом деле другой человек, как обратить их внимание на ваши положительные качества?

Ответ: «Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей».

Вопрос третий. Как понять, что движет человеком, его скрытые мотивы?

Ответ: «Где может укрыться человек, если мы будем обращать внимание на его деятельность, всматриваться в его побуждения и вникать в то, что ему доставляет удовольствие?

Вопрос четвертый. Можно ли добиться уважения и преданности подчиненных?

Ответ: «Управляй ими с достоинством, и они будут почтительны. Если вы будете подавать другим пример прямоты, то кто же осмелится быть непрямым? Если сам правитель корректен, то народ без приказаний будет исполнять, что нужно; если же правитель сам не корректен, то, хотя бы он приказывал, его не послушают. Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота».

Вопрос пятый. Вы не знаете, кого взять на руководящую должность, какому кандидату отдать предпочтение.

Ответ: «Я не взял бы того, кто бросается на тигра с голыми руками или пускается без лодки по реке и умирает без сожаления. Я взял бы непременно того, кто в момент действия чрезвычайно осторожен и, любя действовать обдуманно, достигает успеха».

Вопрос шестой. Вас недавно назначили на руководящую должность, и вы не знаете как себя подобает вести в новом статусе.

Ответ: «Для человека, занимающего высокое положение, в правилах поведения важны три вещи: телодвижения, свободные от грубости и небрежности; выражение лица, близкое к искренности; тон речи, свободный от вульгарности и несообразности».

Вопрос седьмой. Перед вами дилемма: вам необходимо добиться результативной работы сотрудников, но вы при этом вы не желаете прослыть деспотичным начальником.

Ответ: «Правитель может утруждать их после того, как приобретёт их доверие, а в противном случае они будут считать это за тиранию».

Вопрос восьмой. Как вызвать доверие у подчиненных?

Ответ: «В управлении следует неуклонно держаться справедливости».

Вопрос девятый. Самые распространенные ошибки руководителей, которых следует избегать?

Ответ: «Необходимо избегать четырех скверных качеств. Наказывать людей, не наставив их, – это бесчеловечность; требовать немедленного исполнения чего-либо, не предупредив заранее, – это торопливость; медлить с распоряжениями и требовать срочного исполнения их – это пагубность; давая людям что-нибудь, проявлять при выдаче жадность, – это будет мелочность».

И напоследок – напутственное слово мудрого Учителя, которое позволит избежать многих проблем в дальнейшем: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других. Стремись к истине, держись добродетели, опирайся на гуманность и забавляйся свободными искусствами. Если от дела остается досуг, то употребляй его на учение, а если от учения остается досуг, то употребляй его на дело. Не ленись!».

Глава восьмая. 60 бессмертных цитат из бездонного наследия Конфуция.

Конфуций оставил после себя богатое наследие, которое сохранилось до наших дней благодаря его ученикам и последователям учения великого мыслителя. Надеемся, приведенные ниже высказывания Конфуция помогут вам найти кратчайший путь к своему сердцу, встать на верную дорогу к своему успеху и твердо идти по ней всю жизнь.

«Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, а низкий человек суетливо поджидает удачу».

* * *

«Как небесные светила движутся без остановки, так и благородный муж должен постоянно самосовершенствоваться».

* * *

«Благородный думает о должном, низкий человек думает о том, что выгодно».

* * *

«Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор».

* * *

«Благородный ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это».

* * *

«Благородный муж думает о долге».

* * *

«Благородный муж в душе безмятежен».

* * *

«Благородный муж во всех делах считает справедливость самым главным».

* * *

«Высоконравственный муж не одинок – у него всегда найдутся сторонники».

* * *

«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать».

* * *

«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни».

* * *

«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других».

* * *

«В древности люди не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами».

* * *

«Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять».

* * *

«Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать».

* * *

«В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение».

* * *

«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».

* * *

«На каждом человеке лежит ответственность за судьбу страны».

* * *

«Достигать согласия при наличии разногласий».

* * *

«Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов».

* * *

«И слово должно быть верным, и дело – решительным».

* * *

«Человек, которому нельзя доверять, ни на что не годен».

* * *

«Достаточно, чтобы слова выражали смысл».

* * *

«Молчание – лучший друг, который никогда не предает».

* * *

«Никогда не ведите дружбы с человеком, который не становится лучше самого себя».

* * *

«Понимать, что надо сделать, и не делать этого – это недостаток мужества или принципов».

* * *

«Нельзя открыть книгу без изучения чего-нибудь».

* * *

«Не делать другим того, чего себе не пожелаешь».

* * *

«Лучший человек скромен в своей речи, но решителен в своих действиях».

* * *

«Цель лучшего человека – правда».

* * *

«Лучший человек избирает своим интересом преодоление трудности; успех приходит позже».

* * *

«Способность никогда не догонит потребность в ней».

* * *

«Иди позади людей со своим примером и будь трудолюбив в их делах».

* * *

«Когда трудишься для других, делай это с тем же усердием, что и для себя».

* * *

«Тот, кто учится, но не думает, потерян! Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности».

* * *

«Я слышу, я знаю, я вижу, я помню. Я делаю, я понимаю».

* * *

«Учи прошлое, если желаешь предугадать будущее».

* * *

«Если Вы заглянете в собственное сердце и не найдете ничего дурного там, тогда о чем беспокоиться? Чего бояться?».

* * *

«Жизнь действительно проста, но мы стараемся ее усложнить».

* * *

«Мы должны чувствовать сожаление, но не тонуть под его давлением».

* * *

«Людям, желающим постоянно иметь счастье или мудрость, нужно часто меняться».

* * *

«Если сам прям, то всё исполнят без приказаний. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут».

* * *

«Никогда не давай меч человеку, который не может танцевать».

* * *

«Настоящее знание – это знать степень своего невежества».

* * *

«Уважать своих стариков, а также стариков других людей, заботиться о своих детях, а также о детях других людей».

* * *

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

* * *

«Совершенно не важно, как медленно вы идёте до тех пор, пока вы не остановитесь».

* * *

«Ожидания в жизни зависят от усердия. Мастеру, который совершенствует свою работу, необходимо затачивать свои инструменты».

* * *

«Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».

* * *

«Предупредительные редко ошибаются».

* * *

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять прошлых ошибок».

* * *

«Когда становится очевидным, что цель не может быть достигнута, не изменяйте своей цели, изменяйте свои практические шаги».

* * *

«Легко ненавидеть и трудно любить. Так устроен наш мир. Всего хорошего трудно добиться, а плохих вещей очень легко».

* * *

«Быть обиженным ничто, если вы не продолжаете вспоминать об этом».

* * *

«Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях».

* * *

«Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил».

* * *

«Куда бы вы ни направлялись, следуйте туда всем своим сердцем».

* * *

«Если я иду с двумя другими людьми, каждый из них в чем-то может быть мне как учитель. Я буду искать в них что-то хорошее и подражать им в этом и что-то плохое, чтобы исправить это в себе».

* * *

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, – я для того не повторяю».

* * *

«Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик, кто падал и вставал».

Заключение.

Конфуций – великий Учитель человечества, познавший волю Неба через долгий путь учения, и ставший в конце своего пути на тысячелетия нравственным ориентиром для великого множества людей Востока во всех сферах жизни. О себе он не любил говорить, и всю свою жизненную дорогу описал всего в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет – я обрёл прочную основу.

В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет – я познал волю Неба.

В 60 лет – я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Поистине, человека делает великим его путь. Жизненный путь китайского мыслителя Конфуция был поистине великий. И в конце своей жизни он достиг того, чего желал – свободно следовать велениям своего сердца, соблюдая правила поведения, которые он считал посланными свыше.

Конфуций говорил: «Найди себе дело по душе, и тебе никогда не придется работать». Это мечта. А мечта должна осуществиться. Да будет так.

Оглавление.

Конфуций о бизнесе. Глава первая. «Познавший волю Неба». Биография Конфуция. 1.1. Детство и юность. 1.2. Этико-философское учение Конфуция. 1.3 Конфуций-чиновник. 1.4. Священная миссия Конфуция. 1.5. «Лишь в 60 лет я научился отличать правду от неправды». Глава вторая. Как конфуцианские ценности помогли Японии достичь успеха. 2.1. История о двух мальчиках. 2.2. Теория конфуцианского капитализма и нравственная экономика. Глава третья. Построение «общества малого благоденствия», или «Конфуцианский социализм» в Китае. Глава четвертая. «Конфуцианский предприниматель» («жу шан»). Глава пятая. Бизнес по Конфуцию в «странах-драконах». Глава шестая. Менеджмент в трактовке принципов конфуцианской морали. 6.1 Принцип «исправления имен». 6.2 Принцип гармонии. 6.3 Принцип опосредованного воздействия. 6.4 Принцип нравственных оснований управления. 6.5. Принцип соблюдения ритуалов и иерархии. 6.7. Принцип индивидуального подхода. 6.8. Принцип семейственности. 6.9. Принцип адекватности наград и наказаний. Глава седьмая. Виртуальная беседа с Конфуцием об управлении. 7.1. 9 ответов и одно напутствие. Глава восьмая. 60 бессмертных цитат из бездонного наследия Конфуция. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. Заключение.